Знаете, у вас слишком сложные вопросы для такого раннего утра.
Сегодня аудитория привыкла к тому, что ей все подают на ложечке. Я не говорю, что умного зрителя больше нет, – но в целом аудитория значительно менее отважна, чем была, например, в шестидесятых годах. С другой стороны, и общество тоже стало куда менее отважным.
Мы движемся в эру огромной глупости, – да посмотрите просто на то, как популярен Дональд Трамп, и вы поймете, что это правда.
Структура съемочного процесса – это пирамида, на вершине которой находится режиссер. При этом ему вовсе не обязательно быть злобным диктатором – можно быть, знаете, таким себе просвещенным деспотом. Но, так или иначе, режиссер – босс.
Сегодня люди боятся будущего. И, может, совсем не зря.
Работа над фильмом – это комбинация интуиции и рациональности. Но в конце интуиция всегда побеждает.
Быть режиссером – значит быть пятилетним ребенком, который играет и живет в своем воображаемом мире. Твоя работа – создавать мечту, которую затем смогут увидеть другие. Так что режиссеры в большинстве своем не особо привязаны к реальности.
Люди склонны путать искусство с коммерцией, которая это искусство продает.
Взгляните на огромный интерес к красным дорожкам и их персонажам, к гламуру, к одежде звезд на премьерах. Я понимаю, что это – тоже способ продвижения фильма, но, на мой взгляд, слишком уж много внимания этому уделяется. Возможно, я слишком пуританин, я не знаю. Но меня не устраивает такое положение дел.
Мне кажется, что зрителю вовсе не нужно знать что-то о личности режиссера, чтобы понять его фильм. Но это может помочь.
Режиссура – это 90 % ремесла. И существует совсем немного мастеров, которые могут превратить это ремесло в искусство.
Проблема сферы заключается вот в чем: если ты создаешь нечто, что имеет успех, люди будут пытаться заставить тебя сделать это еще раз. Вне зависимости от того, хочешь ты или нет.
Для большинства режиссеров характерны эготизм и надменность. Вообще у нас полно недостатков, но, мне кажется, именно они и делают художников разного толка более интересными людьми, чем остальные.
Я однажды работал с итальянцем, который сказал мне так: «Проблема режиссеров в том, что каждый из них слегка безумен».
Фото: Лев Райзман